Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Принципы рационального питания детей

Дата: 26 февраля 2016 в 16:38, Обновлено 18 сентября 2022 в 20:07

Секрет отличного качества блюда — последовательное про­ведение и аккуратное исполнение кулинарных процессов.

В.В. ПОХЛЁБКИН

     Пища необходима человеку для под­держания здоровья и работоспособности, поэтому так важно соблюдать правила ра­ционального питания во все возрастные периоды жизни человека.

Особенно велика роль питания в до­школьном возрасте. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, формированием и становле­нием структуры многих органов и систем. Рациональное питание детей дошкольного возраста — необходимое условие их гармоничного роста, физи­ческого и нервно-психического разви­тия, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприят­ных факторов внеш­ней среды. В детском возрасте формирует­ся пищевой стереотип. Кроме того, правильно построенное пита­ние формирует у детей полезные привыч­ки, закладывает основы культуры.

Большую часть суток дети находятся в организованных коллективах, и их пита­ние, в основном, обеспечивается именно учреждениями образования. Поэтому от того, насколько правильно организовано питание в учреждении дошкольного об­разования, во многом зависят здоровье и развитие маленького человека.

Ответственность за организацию пита­ния в учреждениях дошкольного образо­вания возлагается на администрацию. Вме­сте с тем, активное участие в обеспечении детей полноценным питанием принимают медицинские работники, работники пи­щеблоков и, безусловно, воспитатели до­школьного образования и их помощники.

Основным принци­пом рационального питания детей до­школьного возрас­та должно служить максимальное раз­нообразие пище­вых рационов и щадящая тепловая обработка блюд. Только при включе­нии в повседневные рационы всех основных групп продуктов — мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, хлеба и крупяных изделий — можно обе­спечить малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами.

Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир, тво­рог, сыр являются источником высококачественных  животных белков, способству­ющих повышению устойчивости детей к действию инфекций и других неблагопри­ятных факторов. Поэтому их следует вклю­чать в рацион питания детей постоянно

Из мясных продуктов предпочтительнее говядина, птица. Иногда можно исполь­зовать нежирные сорта свинины. Значи­тельно менее полезны разные виды варе­ных колбасных изделий. Их нежелатель­но предлагать детям на основной приём пищи — обед. Субпродукты (печень, серд­це, язык) служат источником не только полноценного белка, но и микроэлементов: железа, витаминов В6, В12 и других, их присутствие также необходимо в рационе питания детей.

Среди рекомендуемых видов рыб — хек, треска, навага и др.

Мясо и рыба могут быть приготовлены в виде самых разнообразных блюд — котлет, тефтелей, фрикаделек, суфле, натураль­ного куска — в зависимости от индиви­дуального вкуса и возрастной категории. Пищу лучше готовить щадящими метода­ми приготовления (максимально исключая жарение) — тушение, варение, запекание, припускание, приготовление на пару, т.к. возникающие при обжаривании продукты окисления жиров раздражают нежную сли­зистую желудка и кишечника.

Молоко и молочные продукты — источ­ники белка, одни из основных поставщиков легкоусваиваемого кальция, необходимого для образования костной ткани — витами­на В2 (рибофлавина). Наряду с молоком целесообразно давать детям кефир. Очень полезен такой кисломолочный продукт как «бифидин», главным преимуществом которого является то, что он благоприятно влияет на состав микробов кишечника — другими словами, позитивно воздействует на процесс формирования его здоровой микрофлоры. Он обладает иммуностиму­лирующими свойствами, помогает побе­дить хроническую усталость.

В питании детей дошкольного возрас­та необходимо широко применять овощи, фрукты, соки. Ребёнок в учреждении до­школьного образования должен получать 100—170 г картофеля; 120—210 г овощей (капуста, свёкла, морковь, огурцы, поми­доры, редис, зелень и др.) в виде салатов, винегретов, овощных супов, пюре, запека­нок и др.; 100—180 г фруктов и ягод в виде свежих плодов (яблоки, груши, сливы, пер­сики, нектарины, мандарины, апельсины, клубника и другие ягоды), а также различ­ные соки — предпочтительно с мякотью.

Свежие плоды и овощи — важнейший источник аскорбиновой кислоты, биофла-воноидов (витамина Р), бета-каротина.

Аскорбиновой кислотой особенно бога­ты чёрная смородина, шиповник.

Витамин Р (биофлавоноиды) усилива­ет действие витамина С. Удачное сочета­ние этих витаминов имеется в апельсинах, мандаринах, персиках. Бета-каротином особенно богата морковь, немало его в то­матах, абрикосах, зелёном луке, сладком перце, зелени, в организме он превращает­ся в витамин А.

Весьма существенное достоинство этой группы продуктов состоит и в высоком содержании в них целлюлозы (клетчатки) и пектина. Эти пищевые вещества регу­лируют работу кишечника, они способны связывать (сорбировать) на своей поверх­ности различные вредные вещества — как поступающие с пищей, так и возникающие в организме (например, холестерин) — и выводить их из кишечника.

В питание детей также необходимо включать хлеб (ржаной, пшеничный), крупы (рисовую, гречневую, перловую, пшеничную, овсяную, пшённую), макарон­ные изделия, которые обеспечивают детей крахмалом, растительными волокнами, ви­таминами Е, Bl, В2, РР, магнием и др.

Рацион питания должен ежедневно со­держать жиры в виде сливочного масла, сметаны, растительных масел. Раститель­ное масло следует использовать как при­праву к салатам, винегретам и др., а сли­вочное — для приготовления бутербродов, заправки блюд.

Рациональное и сбалансированное пи­тание детей — главное условие их ком­фортного пребывания в учреждении до­школьного образования. Очень важно правильно подобрать продукты питания, стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учётом индивидуальных

вкусов. При непереносимости отдельных продуктов питания необходимо организо­вать диетическое питание. Следует учиты­вать длительность пребывания в детском коллективе. Очень важен строгий режим приёмов пищи:

  • завтрак, обед, полдник (с длительно­стью пребывания 10,5 часов);
  • завтрак, обед, полдник, ужин (с дли­тельностью пребывания 12 часов).

Для обеспечения рационального и сба­лансированного питания целесообразно руководствоваться следующими прин­ципами:

  • адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энерготратам организма. Пища, которую получают дети, должна возмещать энергетические затраты организма, обладать высокой биологиче­ской ценностью для обеспечения роста и развития детского организма;
  • сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым фак­торам (белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества). Необходимо соблюдать достаточно строгие взаимоотно шения между многочисленными незамени мыми факторами питания, каждому из ко торых принадлежит строго определённа* специфическая роль в обмене веществ;
  • максимальное разнообразие рациона, за счёт включения в рацион широкого ассор­тимента продуктов и различных приёмов их кулинарной обработки;
  • оптимальный режим питания, соот­ветствующий возрасту детей;
  • адекватная технологическая и кули­нарная обработка продуктов и блюд, обе­спечивающая их высокие вкусовые досто­инства и сохранность исходной пищевой ценности;
  • учёт индивидуальных особенностей детей (в т.ч. непереносимость ими отдель­ных продуктов и блюд);
  • обеспечение безопасности питания, включающее соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию пищеблока, качеству поставляемых про­дуктов, их транспортировке и хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Татьяна ФИНСКАЯ,  главный инженер-технолог по питанию управления образования  Минского областного исполнительного комитета

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.