Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Особенности речевого развития детей 4-5 лет

Дата: 2 февраля 2017 в 08:49

У детей 4-5 лет в словаре должно быть около 3000 слов (в основном это существительные, прилагательные, глаголы). В этом возрасте дети способны сравнивать предметы по размеру, цвету; употреблять обобщающие слова (обувь, фрукты-овощи и т.д.) ; понимать некоторые многозначные слова (идёт мальчик, идёт автобус, идут часы); уметь различать и подбирать слова близкие и противоположные по смыслу (например, весёлый-радостный; высокий-низкий); объяснять происхождение некоторых слов (подосиновик, заречный); понимать смысл загадок, пословиц. Умеют образовывать и изменять слова: это - уменьшительно-ласкательные слова; множественное значение слов; образовывать прилагательные от существительных; правильно согласовывать слова в предложениях. Умеют  пересказывать содержание сказки или рассказа, составлять рассказ по картинке, из личного опыта совместно со взрослым, описывать игрушки, предметы, сравнивать их.

Как  же развивать речь детей?

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ. Чаще всего дети испытывают затруднения при произношении шипящих звуков (ш, ж, щ, ч), свистящих (с, з, ц), сонорных (р, л). Конечно, постановкой звуков  занимаемся мы, дефектологи. Однако дефектолог выполняет лишь 10 % работы. Остальные 90 % лежат на Ваших плечах, на Вашей ответственности. Поставить звук гораздо легче, чем потом удержать его. Чтобы добиться чистоты речи, нужно заниматься с малышом регулярно, ежедневно, а не два раза в неделю. Необходимо также обращать внимание ребенка на правильность произношения звуков не только во время «занятий», но и в повседневной жизни. В первую очередь необходимо дома выполнять ежедневно артикуляционную гимнастику совместно с ребёнком сидя перед зеркалом. Выполняется она по 5-7 минут. Сначала темп выполнения замедленный, а затем он увеличивается и выполняется под счёт. Данная гимнастика нужна для того, чтобы язычок ребёнка стал более подвижен, не напряжён.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Это самые популярные артикуляционные упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения  и Вы с легкостью можете их освоить. У этих упражнений привлекательные названия. Они настраивают малыша на игровой, а не рабочий лад.

«Лопатка». Пусть малыш представит, что его язык — это широкая лопата. Нужно вытянуть язык, широко разложить его на нижней губе и удерживать 10—15 секунд.

«Лошадка». Пусть ребенок представит, что он лошадка, и цокает копытами. При этом язык как бы приклеивается к небу, его нужно медленно, с усилием оторвать от неба со звуком, похожим на цокот копыт.

«Вкусное варенье». Пусть малыш представит, что он съел вкусное варенье, и у него испачкалась верхняя губа. Нужно облизать варенье, но не из стороны в сторону, а по всей поверхности губы, сильно вытягивая язык. Облизывать губу надо не кончиком, а широким языком.

«Маляр». Пусть ребенок немного побудет маляром, которому нужно побелить (поводить языком) стены (щеки) и потолок (небо).

«Иголка». Откройте рот, высуньте далеко узкий язык и представьте, что это иголочка. Удерживайте его в таком положении 10—15 секунд.

Обязательным в данном возрасте является и развитие правильного речевого дыхания. У детей оно практически сформировано частично, поэтому  Вы им должны в этом помочь.

Упражнения дыхательной гимнастики


1. Снег.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения желательно не надувать щеки. 
2. Кораблики. 
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами. 
3. Футбол.
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее". 
4. Буль-бульки.
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д. 
5. Волшебные пузырьки.
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. 
6. Дудочка.
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка. 
7. Губная гармошка.
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же. 
8. Цветочный магазин.
Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу. 
9. Свеча.
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее. 
10. Косари.
Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой".

Также я хочу  вам порекомендовать игры, которые вы можете дома проводить по развитию речи. В возрасте 4-5 лет развитие речи идёт в нескольких направлениях: формирование грамматического строя (умение сочетать слова по родам, падежам и числам), формирование звуковой культуры речи, правильного речевого дыхания, а так же активизация и расширение словаря. Простые игры не требуют специальной подготовки, занимают мало времени и дают прекрасный результат.

«Подскажи словечко» Для игры понадобится мячик. Сядьте напротив ребёнка и, перебрасывая мячик, предложите ему закончить предложение, подобрав слово. Например: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Вопросы могут быть любыми, типа: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? Фантазируйте и придумывайте разнообразные предложения.

«Кто где живет?» Попросите ребёнка ответить на вопросы: – Кто живёт в дупле? – Белка. Кто живёт в скворечнике? – Скворцы. Кто живёт в гнезде? – Птицы. Кто живёт в будке? – Собака. Кто живёт в улье? – Пчёлы Кто живёт в норе? – Лиса. Кто живёт в логове? – Волк. Кто живёт в берлоге? – Медведь. Можно попробовать и наоборот: – Где живут скворцы? – Где живут медведи? и.д.

 «Горячо – холодно» Игра направлена на расширение словаря ребёнка словами – антонимами. Ребёнок должен сказать слово противоположное по значению вашему. Например: Горячий – холодный Хороший – плохой Умный – глупый Весёлый – грустный Острый – тупой Гладкий – шероховатый

«Лови да бросай – цвета называй» В ходе игры необходимо подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет. Так же происходит закрепление названий основных цветов, развитие воображения. Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Например: красный – мак, огонь, флаг; оранжевый – апельсин, морковь, заря; жёлтый – цыплёнок, солнце, репа; зелёный – огурец, трава, лес; голубой – небо, лёд, незабудки; синий – колокольчик, море, небо; фиолетовый – слива, сирень, сумерки.

«Весёлый счет». Очень часто дети допускают ошибки при образовании множественного числа существительных. Исправить это можно в игре. Мама бросает мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Например: стол – столы, стул – стулья, гора – горы, лист – листья, дом – дома, носок – носки, глаз – глаза, кусок – куски, день – дни, прыжок – прыжки, сон – сны, гусёнок – гусята, лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.

 «Что бывает круглым?» В игре происходит расширение словаря ребёнка за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Мама, бросая мяч, задаёт вопрос, ребёнок должен на него ответить и вернуть мяч. – Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) –

 Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) –

Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

 Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Назови ласково» В игре происходит закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Мама бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол – столик, ключ – ключик, шапка – шапочка, белка – белочка,книга – книжечка, ложка – ложечка, голова – головка, картина – картинка, мыло – мыльце, зеркало – зеркальце, кукла – куколка, свёкла – свёколка, коса – косичка, вода – водичка, жук – жучок, дуб – дубок, вишня – вишенка, башня – башенка, платье – платьице, кресло – креслице.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.